Интервью с архитектором/дизайнером Сергеем Махно на его персональной выставке «Жизнь идей» в Щербенко Арт Центре.
В каком же стиле он работает? — Современный артовый минимализм с эклектичными нотами. Расшифруем.
Когда-то в Индии я видел рекламный ролик: идет по офису девушка – красиво так идет – и офис шикарный, модный. Заходит в кабинет архитектора, он отрывается от бумаг: «Вы что-то хотели?». Она садится, открывает сумку, достает водопроводный кран и говорит: «А постройте-ка мне дом вокруг этого». На меня это произвело впечатление. И я верю, что можно с одного предмета – глечика или комода – развернуть интерьер.
Я не создаю классические интерьеры или суровый минимализм – мне это неинтересно. Но я делаю эклектику, которая подразумевает наличие любимых мною вещей, невозможных внутри чистого стиля – он просто «не разрешит» их присутствие.
Хотя в нем много чего намешано, но подспудно читается единое направление и чувствуется авторский почерк – хочу, чтоб мой стиль стал узнаваем. И пусть приходят именно за ним. А не так: «Сделайте нам ар-деко! Мне же здесь жить, и вообще – я вам за это деньги плачу». Это не ко мне.
Было время, и я шел на поводу у заказчика – честно! Было. И я переживал и мечтал, что когда-то будет по-другому. Сейчас по-другому. Потому что у меня есть авторитет, опыт, знания, понимание того, как должно быть классно, и я могу на этом настаивать. Если клиент не мой, притом что он заплатил достаточно большие деньги, я могу их спокойно вернуть и сказать: извините, я не ваш архитектор.
Надо слышать друг друга. Я чуток к клиенту: работа идет вовсе не так – типа, глотайте все, что я вам тут насыпал! Есть люди, которые физически не могут жить в бетонных стенах. И каким бы крутым профессионалом ты ни был, ну не сделаешь так, чтобы им было комфортно, чтобы они получали заряд энергии и чувствовали себя дома. О’кей! Но есть другие, которые еще просто не понимают, что для них хорошо; они приходят к друзьям, а там багетиками все позаклеено, поэтому и они начинают хотеть того же. Таких мы уже переделываем.
Я верю, что архитектор, дизайнер, человек, который создает, – он может менять, воспитывать вкус своих клиентов. Он может рассказывать, что хорошо, что плохо, что сегодня модно, а чего делать не стоит, с чем комфортно, а с чем в дальнейшем будет не комильфо.
На самом деле классно, когда в интерьере много авторских предметов.
Существуют тысячи библиотек, миллионы стульев. И вроде незачем проектировать новые. Но если разобраться «по-чесночку», у меня есть огромное личное желание создавать что-то свое. Реализоваться и в этой области. Классно, когда твой интерьер наполняют предметы, которые ты создал и любишь. Все, что собрано здесь, за исключением нескольких объектов, – мой дизайн. И все произведено в Украине: Днепропетровске, Харькове, Киеве, Луганске, Опошне.
Идея персональной выставки у меня возникла еще в 2003 году – именно тогда был сделан первый рывок. Я выпустил каталог. У меня была куча эскизов – я даже отправлял их в «Архидею» – комодов современной формы с росписью а-ля украинский стиль, кроватей с орнаментами. Однако все это были лишь визуализации, реализовался только один предмет, но потом и он был утрачен. Проект не состоялся.
Через десять лет я вернулся к своим двадцати «молескинам», отобрал то, что по-прежнему нравится. Провел переговоры с женой – мы в одной команде и мнение Влады для меня всегда очень важно. К тому же бывает, что глаз замыливается и нужен грамотный совет.
Есть масса предметов, которые кроме меня никто не «видит». Я проговариваю идею, на что жена: «Сережа, вон сколько у тебя всего другого. Смотри дальше! Кто это у тебя купит?» Потом я все-таки создаю этот предмет, потому что чувствую: здесь определенно что-то есть! И еще – меня заводит, когда все говорят «нет». Так было с библиотекой на железном каркасе и обычными ящиками из-под овощей в качестве полок – эта модель стала прекрасной витриной для нашего магазина МDECOR.
Наш магазин просуществовал год. Как бизнес он не состоялся. Я очень любил его, мне приносил удовольствие процесс его создания, но он бесконечно раздражал меня как предприятие: год убытков и горького опыта. Еще не так много людей, которые понимают, что мы предлагаем.
Кстати, я вообще не хочу продавать. Понятно, я мечтаю, чтобы мои предметы покупались, но барыжничать, впаривать мне не хочется. По крайней мере, мне приятно думать, что вещи продаются, потому что их хотят купить. Здесь очень много моделей, которые я создал для себя – просто потому что хотелось, потому что прокайфовал, когда делал их! Хотя мне нравится работать и для других.
Я сотрудничаю со многими талантливыми людьми. Кто-то сам находит меня, как это получилось с компанией Tisaje. Они приехали в мастерскую, заказали проект трех предметов. Потом мы настолько сдружились, что я сделал для них двадцать. А теперь уже и сам размещаю у них свои заказы.
В Опошне на конкурсе «КерамПIK» мы отметили несколько работ – тогда идея открыть свой магазин керамики только возникла – среди них выделялись объекты Сергея Радько. Мы стали расспрашивать о нем, и так произошло, что он оказался рядом. Подошли: «Здравствуй, Сережа! У нас такая-то задача…» – «Та без питань! Приїздiть до мене». И мы, действительно, сразу же поехали к нему в гости в мастерскую на Каневском водохранилище. Тогда же я накупил у него целую машину керамики. Мы начали плотно сотрудничать – бывало, вместе лепили по моим эскизам, а потом я в Киеве расписывал формы. Сейчас я могу назвать его другом, человеком, который меня вдохновляет. Он работает очень искренне, не ради денег. И как-то оторван от общего контекста и суеты. Живет в хате, где нет газа и электричества, топит дровами. И произведения у него очень «земляные», настоящие.
Любовь к глине у меня с самого детства. Сейчас образовалась внушительная коллекция керамики – в основном из моего родного села Полтавской области, большая часть из дома, от бабушек – одной и второй. У них все это пылилось на горыще, я решил забрать. Через несколько домов от нас жили два моих друга, я сказал им: «Все, я коллекционирую глечики, собирайте!» И вот они по округе скупали мне – по 5–7 гривен – звонили, советовались. И когда набрали очень много, то начали уже выбирать те, что постарше – стали разбираться! Кстати, есть экземпляры музейного уровня – я это понял, посетив Опошню и сравнив некоторые свои образцы со старинными XVIII и XIX веков. Но в моей мастерской на тот момент уже пройти нельзя было, настолько собрание разрослось.
У меня есть мечта – открыть музей украинской керамики. Но это в неопределенном будущем. Есть и более ясные планы: ежегодно выпускать новую предметную коллекцию. Так что все, что вы видите сейчас на выставке – это первый шаг. На открытии экспозиции жена мне сказала: «Ну что, ты доволен? Ты стал на этот путь, готовь следующую коллекцию».
Материал подготовила Олеся Нестеркова, фото Олег Ницко и предоставленные «Мастерской Махно»