У Олега Клодта необычные представления о том, как надо строить дома. “Я всегда стараюсь сэкономить на отделке, – заявляет архитектор. – Сейчас мало кто строит на века, а дома часто переходят из рук в руки. Поэтому вкладываться в отделку нет смысла. Лучше потратить деньги на мебель, которую при переезде всегда можно взять с собой”.
Олег и его партнер по бюро Erman & Klodt Александр Эрман часто используют в своих проектах “бедные” материалы: то обошьют детскую стальными листами, то сделают кухню из ржавого железа. А фанерным перегородкам в их интерьерах вообще нет числа. Это повелось еще с тех пор, когда Олег с Александром считались молодыми дарованиями и заказчики ждали от них проектов в духе “дешево, но сердито”.
“В то время нашими настольными книгами были альбомы Loft и One Space Living, – вспоминает Олег. – А там все было из фанеры”.
Дом, который они построили в Подмосковье, родом как раз из этого “фанерного” прошлого.
И дело не только в выборе материалов (из фанеры в коттедже сделаны встроенные шкафы и потолок). С хозяевами этого дома архитекторы знакомы уже шесть лет: “Мы оформляли для них московскую квартиру – это был наш первый проект, который напечатали в журналах, – рассказывает Клодт. – А недавно они купили участок в симпатичном дачном поселке на Дмитровке с двумя типовыми проектами и позвонили мне с вопросом, какой из них выбрать. В итоге от типовых решений мы отказались – дом проектировал я”.
Дача получилась скромной. Площадь всего сто восемьдесят квадратных метров, фасад обшит сосновыми досками. “Это же вменяемые люди, они понимают, что на даче ни к чему городить хоромы”, – говорит автор проекта. И добавляет, что составленное заказчиками техзадание умещалось на крошечном листке – там был лишь перечень необходимых помещений.
В вопросы стиля клиенты не вмешивались. “Я очень люблю Фрэнка Ллойда Райта, но псевдорайтовщина, которую сейчас все строят в Подмосковье, уже набила оскомину, – заявляет Олег. – Поэтому я старался ничего не копировать, а сделать что-то свое – более простого и дачного вида”. В итоге о Райте здесь напоминают разве что широкие ограждения балконов, подчеркивающие горизонтальность постройки.
Цветовая гамма в доме сдержанная, черно-белая. “Яркие краски я люблю только в виде небольших включений, – признается Олег. – И потом мне хотелось воссоздать атмосферу старых советских дач. Конечно, не с точки зрения архитектуры. Но ощущение бесцветности там тоже присутствовало”.
Впрочем, атмосфера – это не архитектура и даже не цветовое решение, а образ жизни, который диктует интерьер. В этом смысле устроен дом действительно старомодно. Здесь, например, не принято проводить время на кухне по застойному обычаю, перешедшему и в новую жизнь. Зона готовки вынесена в проходную комнатку, где присесть просто негде. А столовую архитектор нарочно устроил в другом конце дома. “Я люблю, когда люди общаются, сидя за столом. Но кухонные посиделки – это плохая традиция”, – считает Олег.
Стена, на фоне которой стоит обеденный стол, обшита тонированными дубовыми панелями. Вроде бы просто, однако достаточно трудоемко.
В доме вообще масса сделанных на заказ предметов: каминный портал, двери, встроенные шкафы.
“Ручная работа в России стоит дороже, чем в Европе. Зато ты экономишь на доставке, – говорит Клодт. – И в результате за те же деньги получаешь штучную вещь”. Но экономия экономией, а копеечным этот интерьер не назовешь. Даже если вынести из дома всю дизайнерскую мебель, ощущение уюта и внимание к деталям здесь все равно останутся. А это само по себе дорогого стоит.