Декораторы Надежда и Георгий Ананьевы оформили квартиру в легендарном “Доме на набережной”.
Иногда дизайнерам приходится придумывать историю интерьера, который они оформляют, но здесь совсем не тот случай. Речь идет о квартире в знаменитом “Доме на набережной”, который был построен в 1930-х годах для высших партийных чинов.
Ее первой хозяйкой была Лидия Фотиева, личный секретарь Ленина по Совнаркому. В какой-то момент женщине со сжатыми в узкую линию губами было суждено сыграть решающую роль в советской истории – считается, что именно она передала Сталину ленинское завещание, вместо того чтобы сохранить его нераспечатанным до очередного партийного съезда. В репрессиях 1930-х годов Фотиева не пострадала; после смерти Ленина она получила место в музее его имени и квартиру в “Доме на набережной”, где и жила вплоть до своей смерти в 1975 году.
“Заказчики сразу сказали, что им хотелось бы сохранить в интерьере черты того времени. “Горки Ленинские” – как они это сформулировали на одной из первых встреч, – вспоминает Надежда Ананьева. – У них не было задачи сделать там какой-то прованс или хай-тек, или дворец с Людовиками, они трепетно отнеслись к истории дома. Нам это очень понравилось”.
Но что значит “сохранить черты времени”? Дизайнеры не знали, как выглядела эта квартира при жизни Фотиевой – нынешним владельцам она досталась уже с евроремонтом, и восстановить здесь аутентичную обстановку было невозможно. Да и стоит ли воспроизводить казенную атмосферу, в которой существовали первые лица советской эпохи? Сделать аккуратную стилизацию “сталинской” квартиры – тоже не вариант; декорации хороши на сцене, а в реальной жизни от них ни пользы, ни радости.
Дизайнеры пошли по другому пути. Они сделали квартиру такой, какой бы она стала, если бы каждая новая эпоха не отрицала предыдущую. Иными словами, пересмотрели историю с позиций сегодняшнего дня.
Обстановка собиралась по тому же принципу, по которому складывается интерьер любой старой европейской квартиры: что-то из 1940-х годов от бабушки, что-то из 1970‑х от родителей, а что-то куплено пару лет назад в соответствии с последней модой. “Этот микс, 1940–1970-е, сейчас очень популярен, – говорит Надежда. – К сожалению, в Москве подобной мебели мало, поэтому мы уже давно планомерно отслеживаем фабрики, которые делают ремейки старых моделей. В этом проекте нам удалось показать свои находки”.
Подлинных вещей тех лет здесь нет, но атмосфера времени передана довольно точно – главным образом благодаря цветовой гамме. Интерьер практически монохромный, за исключением отдельных деталей.
Интересно наблюдать, как к истории квартиры день за днем добавляются новые страницы. Фотография на стене в спальне – работа хозяйки, снятая в поездке по Исландии. А телефон – реплику модели 1930-х годов – она привезла из Англии. Эти детали формируют ощущение непрерывности жизни, связи прошлого с настоящим. Создать его искусственно невозможно.