Интерьеры, снятые графом Фрицем фон дер Шуленбургом, появлялись буквально в каждом номере интерьерных журналов на протяжении семи с лишним лет.
И мы не представляем своего существования без этого харизматичного пожилого аристократа, способного как бы между делом, с шутками-прибаутками и кажущейся легкостью сфотографировать огромный дом за три часа и при этом безошибочно точно поймать в любом интерьере самый лучший кадр при единственно возможном освещении.
За тридцать с лишним лет карьеры Фриц снимал все – от индийских руин и императорских резиденций под Петербургом до пятиэтажных квартир русских олигархов и коридоров дома Наркомфина. Все, что попадало в объектив его фотокамеры, он принимал к сведению и учитывал в оформлении собственных домов и квартир. Интерьеры у Шуленбурга получались не хуже съемок (один из них был даже напечатан в “библии” английских дизайнеров, журнале The World of Interiors). Последнее достижение Фрица – его двухэтажная квартира в Лондоне.
Находится она в Ноттинг-Хилле, самом живом и забавном районе Лондона (к тому же прославленном голливудским фильмом). Фриц купил квартиру в 1997 году. Планировка у нее была необычная: помещение занимало по куску верхнего этажа сразу двух соседних домов. Оформлен интерьер, впрочем, был скучно – типичная “холостяцкая квартирка”. Но Фрица декор и не интересовал – все равно переделывать. Ему важна была богемная атмосфера района и близость Портобелло-роуд и всех ее антикварных лавочек.
Шуленбург всю жизнь был завсегдатаем антикварных магазинов и блошиных рынков. Имея под боком Портобелло, он резво взялся за оформление интерьера новой квартиры. Результат оказался абсолютно в духе Фрица: квартира отражает его кочевой образ жизни, способность купить стоящую вещь за бесценок и умение сочетать серьезный антиквариат, искусство и забавную мелочовку с барахолок.
“Я уверен, что в дизайне “польза” не менее важна, чем “красота”, – говорит Фриц. – Одна из самых интересных съемок в моей жизни случилась в Германии, в библиотеке монастыря в Бад-Шуссенриде. Она относится к XVIII веку, у них там в это время всех свиней поразила какая-то болезнь, и не было кожи для переплетов. Так вот, в монастырской библиотеке шкафы заполнены непереплетенными пергаментами, а сверху все это закрыто экраном-обманкой – холстом, на котором нарисованы ряды красивых книжных переплетов. Вот такие дизайнерские решения мне нравятся: в них есть и воображение, и творческий подход, и практичность”.
У Фрица есть свои излюбленные приемы: во всех его интерьерах, к примеру, обязательно присутствует красный цвет оттенка “бычья кровь”. Вообще-то это грунтовка, но у Фрица она исполняет декоративные функции. В лондонской квартире ею выкрашен буфет в столовой.
Еще одна “изюминка” интерьера – кожаные полы (эту идею Шуленбург подсмотрел в доме дизайнера Джереми Фрая под Батом в 1970-х). В гостиной Фрица пол выложен пятьюдесятью пятью кожаными плитками размером метр на метр.
На изготовление каждой ушло по целой коровьей шкуре – Шуленбург шутит, что у него в квартире пасется целое стадо.
А еще Шуленбург очень любит медь: он утверждает, что, отражаясь от медных поверхностей, редкие в Лондоне солнечные лучи наполняют интерьер теплым оранжевым светом.
В результате столовую от остальной квартиры отделяют обитые медью раздвижные двери, лестница снабжена медными перилами, а гостевой туалет – медной раковиной.
Еще одна необычная деталь интерьера – стены столовой оклеены страницами из старых бирманских книг, которые он купил во время одной из съемочных экспедиций.
Неуемная страсть к покупкам неизбежно привела к тому, что квартира Шуленбурга довольно быстро оказалась под завязку заполнена диковинками со всего света. Места для хозяина и его недавно “приобретенной” жены Анджелы практически не осталось. Недолго думая Фриц купил квартиру своего соседа снизу, и его “холостяцкое гнездышко” превратилось в семейный дуплекс.
На нижнем этаже разместились хозяйская спальня с ванной, а весь верх оказался отданным под общественную зону – гостиную, столовую (раньше в этом помещении была спальня Фрица) и кухню.
Надо признать – в квартире своей граф фон дер Шуленбург бывает не так уж часто: он постоянно ездит по миру, занимаясь разными фотопроектами.
Но домой возвращается всегда с удовольствием. И старается попасть в Лондон к пятнице. Потому что пятница – самый урожайный день для похода на рынок Портобелло, чтобы присмотреть для своей квартиры еще что-нибудь забавное.
КАРЕН ХОУЗ