С 5 сентября по 9 ноября в Московском Кремле проходит уникальная выставка «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля». В экспозиции — мебель, витражи, эскизы интерьеров и многое другое
![Чарльз Ренни Макинтош](http://n1s1.hsmedia.ru/7b/9d/9a/7b9d9ac1fe8f0a10148456165c1e1f61/340x464_1_8c003e1651a7d1f2a4e91936d76ccc5f@800x1175_0xd42ee42a_1937798171408708646.jpeg)
Выбор именно этого имени неслучаен: идеи одного из основателей модерна сегодня столь же актуальны, как и сто лет назад.
В центре Глазго 23 мая этого года произошел пожар, который, по счастью, не унес ни одной жизни, но стал настоящей национальной трагедией. Загорелось одно из самых важных творений шотландского архитектора и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша — Школа изящных искусств. Когда обрушился потолок библиотеки, похоронив под собой не только огромное собрание книг по истории искусства, но и великолепный интерьер, корреспондент BBC разрыдался в прямом эфире. Теперь от работ мастера, оказавшего сильнейшее влияние на архитектуру и дизайн XX века, остались в неприкосновенности всего три прижизненных постройки.
![Фрагмент фасада Школы изящных искусств в Глазго, построенной Чарльзом Ренни Макинтошем в 1897–1909 годах.](http://n1s1.hsmedia.ru/50/9d/72/509d72198b92b7979fbdd6b637c127cf/690x1037_1_3ae22a9316b1fa379354e4014950e271@800x1203_0xd42ee42a_13039132491408708645.jpeg)
Макинтош родился 7 июня 1868 года в Глазго, в семье полицейского суперинтенданта. Он с детства хромал, имел слабое здоровье и непростой нрав. Быстро обнаружив, что к тяжелому физическому труду его сын не способен, отец отдал мальчика в мастерскую Джона Хатчинсона — заурядного, но успешного местного архитектора. Шестнадцатилетний ассистент отлично рисовал, и Хатчинсон посоветовал ему поступить на вечерние курсы в Школу изящных искусств — ту самую, которую Макинтош позже блистательно перестроит. Там Чарльз познакомился с Гербертом Макнейром, отличным акварелистом и неунывающим бонвиваном, и сестрами Маргарет и Френсис Макдональд. Вместе они образовали так называемую «четверку из Глазго» — художественное объединение, которому Шотландия обязана собственным вариантом модерна.
![Интерьер библиотеки Школы изящных искусств в Глазго, погибший при пожаре.](http://n1s2.hsmedia.ru/be/c1/c8/bec1c8bdeca86cc12a0537fc550686ca/690x861_1_4e56e992b04f5e3d8b34c738866f918d@800x999_0xd42ee42a_18634231531408708645.jpeg)
Окончив школу, молодые люди отрастили усы и сделали предложения своим сокурсницам. Чарльз выбрал Маргарет — и счастливо прожил с ней всю жизнь. «Помни, ты на две трети, если не больше, в ответе за все мои архитектурные штудии», — писал он жене. Они все делали вместе: готовились к экзаменам, рисовали афиши на заказ, оформляли интерьеры, выставлялись в Вене на показах Сецессиона (там к их графическим и дизайнерским опытам отнеслись куда более снисходительно, чем на родине).
![Мортиша Адамс из классической черной комедии «Семейка Адамс» восседает на римейке стула Макинтоша из «Ивовой чайной».](http://n1s1.hsmedia.ru/48/d7/07/48d707c982df54a55b3ff6f1eb7b33e0/690x741_1_c48c56f7eb98e5858aa9e49e8ade8cc4@800x860_0xd42ee42a_4220059611408708645.jpeg)
![Столовая в «Доме Макинтоша» в Хантеровском музее* при университете Глазго. В этом новом здании, построенном на месте разрушенного дома архитектора, тщательно воссозданы интерьеры его жилища.](http://n1s2.hsmedia.ru/a3/63/53/a36353f9d856054b400ca9968c56844b/690x458_1_1c6d45e6a187eda25317a50e1adff44e@1000x664_0xd42ee42a_3332523711408708645.jpeg)
Макинтош пошел по тому же пути, что и каждый уважающий себя художник модерна: прочь от академического рисунка. Он изучал и зарисовывал природные формы — его привлекал то рыбий скелет, то узор на срезе кочана капусты.
![Ткань по рисунку Макинтоша, выпущенная мануфактурой Уильяма Фокстона, 1922 год. 5](http://n1s2.hsmedia.ru/c3/f1/6e/c3f16ee5ba1011f233584a8f9f5f9c18/690x875_1_994813b449eeebc49141b05c2d192069@800x1015_0xd42ee42a_17594471001408708646.jpeg)
Макинтош мог часами медитировать над стихами, а потом зарисовывать сочетания абстрактных изогнутых линий, которые возникали в его голове. Он единственный из «четверки» получал в Глазго большие заказы. В 1895 году выиграл конкурс на новое здание Школы изящных искусств. Из-за скудного финансирования строительство было разделено на два этапа — первый (с 1897 по 1899 год) завершился возведением башни на северном фасаде. Потом последовал длинный перерыв, который, впрочем, пошел на пользу и проекту, и самому Макинтошу. Он понял, что «четверка» не вписывается в национально-романтический английский вариант модерна. Ее работы были раскритикованы на Выставке общества искусств и ремесел в 1896 году «за сухость и ненужную сдержанность выразительных средств», что закрыло партнерам любую возможность выставляться в Лондоне.
![Стул из «Ивовой чайной», переизданный фабрикой Cassina.](http://n1s2.hsmedia.ru/39/47/81/394781056fde6c634bd8689ffdcccb6f/690x925_1_ce05ff85f75e5d49381d765d10a82886@800x1073_0xd42ee42a_4974778051408708645.jpeg)
Зато на континенте их принимали с распростертыми объятиями: немецкий издатель Александр Кох расхваливает их в своем журнале «Декоративное искусство», великий князь Сергей Александрович, увидев их работы в Вене, зазывает в Москву. В это же время Макинтош становится партнером и ведущим архитектором в фирме «Ханиман и Кэппи». Вместе с новым статусом приходят и заказы: павильон Шотландии на выставке в Турине, «Дом на холме» для издателя Уолтера Блэки, «Ивовая чайная» для меценатки Кэтрин Крэнстон. В своих проектах архитектор отходит от международного модерна. Дома и коттеджи Макинтоша — плоть от плоти шотландского «замкового стиля», адаптированного под нужды современного человека: никаких излишеств, аскетичные, но не лишенные изящества линии и полное стилистическое единство дома. Кстати, за идею интерьера «по мерке», созданного одним человеком и полностью отражающего образ жизни и мысли владельца, современным декораторам и архитекторам стоит благодарить именно Макинтоша. Правда, его методы сегодня могут показаться чересчур экстравагантными: прежде чем представить Уолтеру Блэки проект «Дома на холме», архитектор полгода прожил вместе с клиентом и его семьей. «А как иначе я мог бы узнать, где расположить лестницы и переходы?» — оправдывался Макинтош.
![Стул для столовой «Дома на холме» стал визитной карточкой дизайнера. На фото — его современное переиздание от Cassina.](http://n1s1.hsmedia.ru/fd/77/53/fd77538b38ee1032b409eb6c1e6f014e/690x1035_1_a3dc3e996972bf80f96737a7fd8c4893@800x1200_0xd42ee42a_19849311521408708645.jpeg)
![Интерьер «Ивовой чайной»](http://n1s1.hsmedia.ru/e2/00/f8/e200f8a2cef15d7385f6baf5d134e5a8/690x1038_1_a72e5cf4ebc1079942a2b6d0d7f9761a@800x1204_0xd42ee42a_16474774641408708646.jpeg)
Интерьер «Ивовой чайной» был завершен в 1903 году. Архитектор дружил с заказчицей Кэтрин Крэнстон и вместе с ней мечтал привить культуру чаепития шотландцам, традиционно предпочитавшим чаю виски.
![Интерьер «Ивовой чайной»](http://n1s1.hsmedia.ru/5a/6a/8b/5a6a8b41638e1d7bd347b9833ecf3186/690x458_1_4c00715f68c4982a5f69ca4a60dc8e2c@1000x664_0xd42ee42a_8269661981408708646.jpeg)
Вооруженный опытом, в 1907 году Макинтош возвращается к проекту Школы изящных искусств и строит западное крыло с главным лекционным залом, библиотекой и художественными студиями. Все в здании, от витражей до дверных ручек, было сделано по рисунками Макинтоша. Он облегчил мощные каменные фасады стеклянными галереями и огромными окнами, и придал архитектуре в стиле Елизаветы I неуловимый модернистский оттенок, за который его потом боготворили Фрэнк Ллойд Райт и Ле Корбюзье.
![Фасад «Дома для любителя искусств» Макинтош украсил рельефами, достойными Венского Сецессиона.](http://n1s1.hsmedia.ru/57/7d/e0/577de08a3ef8d02320900388a179b498/690x476_1_39c6091bbe22baa56d813abba21d07d9@1000x690_0xd42ee42a_1946418011408708645.jpeg)
Школа стала последним его большим проектом. В 1910-м Макинтош начал слепнуть. Работать ему становилось все сложнее. Они с Маргарет переехали в Лондон, где она зарабатывала, рисуя узоры для тканей, но жизнь там была слишком дорогой, и супруги сняли домик на побережье Саффолка, а после Первой мировой войны перебрались на юг Франции, где прожили почти до самой смерти Макинтоша в 1928 году. «Большая удача для шотландца — закончить жизнь в таком хорошем климате», — с мрачным шотландским юмором заметил старый друг Герберт Макнейр. Не меньшая удача — то, что Макинтош сумел создать основу для совершенно нового типа архитектурного мышления, который будет главенствовать весь XX век. Мебель, созданная им, сейчас стала раритетной: на недавних торгах Sotheby’s знаменитый стул с высокой спинкой, похожей на лестницу в небо, ушел за 150 000 фунтов. Рекордная цена! Но вклад Макинтоша в мировой дизайн поистине бесценен.
![Часы по рисунку Макинтоша произведены компанией H.Blairman & Sons в 1917 году в трех экземплярах. Один из них в 2005 году был продан на аукционе за 450 000 фунтов.](http://n1s1.hsmedia.ru/fd/10/ae/fd10aefd54e36b5d2080632e027ea153/690x873_1_6682ce8563fa5d24e77cf6626c241ea2@800x1013_0xd42ee42a_12440690261408708645.jpeg)
![«Дом на холме»](http://n1s1.hsmedia.ru/0b/e1/46/0be146bddcb129f88b5154dd3d1fa1b5/690x538_1_fb8361d18305b746995f80e689465e9f@1000x781_0xd42ee42a_8646700461408708645.jpeg)
«Дом на холме», построенный Макинтошем в 1904 году для издателя Уолтера Блэки. Сейчас любой может остановиться в нем за скромные 236 фунтов в сутки.
![«Дом на холме»](http://n1s2.hsmedia.ru/07/0e/35/070e3594ee9ee5753737e0ad314b5db6/690x544_1_aed17d6866f6b70e9cd2a53f103cb3e6@1000x789_0xd42ee42a_9595604021408708645.jpeg)
Факты
- Впервые мебель Чарльза Ренни Макинтоша привезли в Россию в 1902 году — на Московскую выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля.
- Сейчас права на выпуск стульев Макинтоша принадлежат компании Cassina.
- Сорт яблок «Макинтош» (McIntosh Red) вывел дальний родственник дизайнера.
- Портрет Чарльза Ренни Макинтоша украшает стофунтовую купюру, выпущенную в Шотландии в 2009 году.
![Эскиз фриза для одного из зданий Макинтоша, 1896 год.](http://n1s2.hsmedia.ru/b4/d0/e5/b4d0e5f78654aaa470a70fe8964f27be/690x1394_1_414dd206961d8ec325dc2528614f5a9e@800x1617_0xd42ee42a_19121163051408708645.jpeg)