Вспомним знаковые постройки последних ста лет. Эти десять зданий перевернули наши представления об архитектуре.
1. Музей Mercedes-Benz
Самый популярный музей Штутгарта – здесь бывает почти полмиллиона человек в год. И дело не только в регалиях немецкого концерна. Футуристическое здание, построенное в 2006 году по проекту UNStudio, – самодостаточный экспонат. Для голландского бюро во главе с Беном ван Беркелом эта работа стала судьбоносной. Теперь UNStudio такой же мощный бренд в архитектуре, как Mercedes в автомобилестроении.
![Photo ad_Christian-Richters_Mercedes-Benz-Museum_.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/3ec/ff92/610x795_Quality97_650x848_Quality97_ad_Christian-Richters_Mercedes-Benz-Museum_.jpg)
2. Музей искусств в Нитерое
Сходство музея, открывшегося в 1996 году в бразильском городе Нитерое, с летающей тарелкой заметно невооруженным глазом. Впрочем, инопланетный след в творчестве Оскара Нимейера давно не новость, достаточно вспомнить здание конгресса в Бразилиа, которое он построил в 1960-е. Да и невероятное долголетие архитектора, которому пошел сто пятый год, уже наводит на мысль, что на нас работает представитель внеземной цивилизации.
![Photo ad_31760-40-1(2)_1.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/e01/ff92/610x404_Quality97_650x431_Quality97_ad_31760-40-1(2)_1.jpg)
3. «Тропический дом»
Один из трех модульных домов, разработанных Жаном Пруве в 1949–1951 годах. Своего рода хрущевка, призванная решить жилищные проблемы французских колонизаторов в Африке. Здание из стального каркаса и алюминиевых экранов упаковывалось в коробку, которую могли поднять два человека. Стоил дом недорого, но в серийное производство так и не попал. Зато в 2007 году оказался на торгах Christie’s, где его недешево купил нынешний владелец, отельер Андре Балаш.
![Photo ad_LH30-9_.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/3c9/ff92/610x406_Quality97_650x433_Quality97_ad_LH30-9_.jpg)
Здание, похожее на восьмиугольный зонтик, архитектор Джон Лаутнер построил в Лос-Анджелесе в 1960 году. Первым хозяином необычного дома был молодой аэрокосмический инженер Леонард Малин. Но странная форма здания объясняется не профессией владельца – возвести более традиционную постройку на участке с уклоном в 45 градусов было просто невозможно.
![Photo ad_42-20787424_.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/545/ff92/610x746_Quality97_650x795_Quality97_ad_42-20787424_.jpg)
Самый яркий образец архитектурного хай-тека был спроектирован Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно и открылся в 1977 году. Суть инновации заключалась в том, чтобы вынести все коммуникации (воздуховоды, лифты и прочее) из недр здания на его фасад. Сама по себе эта идея широкого распространения в строительстве не получила, зато она уже почти сорок лет вдохновляет молодых архитекторов на всё новые творческие безумства.
![Photo ad_42-18778276_.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/276/ff92/610x419_Quality97_650x447_Quality97_ad_42-18778276_.jpg)
Театр, спроектированный датским архитектором Йорном Утсоном (позже он получил Притцкеровскую премию), открылся в 1973 году и с тех пор постоянно фигурирует в фильмах апокалиптического свойства, включая документальную ленту “Жизнь без людей” и блокбастер “День независимости”. Это ли не слава?
![Photo ad_CNI130108257_.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/f6c/ff92/610x395_Quality97_650x421_Quality97_ad_CNI130108257_.jpg)
Открывшаяся в 1922 году башня была в два с лишним раза ниже, чем предполагал изначальный проект Владимира Шухова, но всё равно оказалась самым высоким зданием России. Хотя главное не размер, а придуманная и запатентованная русским инженером гиперболоидная конструкция, защищающая высотное здание от разрушающего влияния ветров. Идея оказалась долгоиграющей – гиперболоидные башни строят до сих пор по всему миру.
![Photo ad_Podqem_verhnej_sekcii_1_.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/25f/ff92/610x577_Quality97_650x615_Quality97_ad_Podqem_verhnej_sekcii_1_.jpg)
Проект канадско-израильского архитектора Моше Сафди демонстрирует, насколько разнообразной может быть типовая архитектура. Жилой комплекс, построенный в Монреале в 1967 году, собран из трехсот пятидесяти семи абсолютно одинаковых бетонных кубиков, расположение которых обеспечивает не только затейливый вид всей конструкции, но и персональные удобства для ее жителей – у каждой семьи здесь есть собственный маленький сад.
![Photo ad_01AA03MD_.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/d00/ff92/610x482_Quality97_650x514_Quality97_ad_01AA03MD_.jpg)
Комплекс зданий, построенный в 2005 году по проекту Сантьяго Калатравы в его родной Валенсии, выглядит как поселение космических колонизаторов – особенно если учесть, что фоном для него служат патриархальные испанские ландшафты. Футуристическая оболочка, в которую “упакованы” оперный театр, планетарий, океанографический парк и научный музей, не оставляет сомнений в том, что здесь ты находишься на переднем крае науки и искусства.
![Photo ad_01AEMVFR_.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/f04/ff92/610x409_Quality97_650x436_Quality97_ad_01AEMVFR_.jpg)
10. Институт арабского мира
Парадоксально, но о здании института, построенного в Париже в 1987 году, мы знаем гораздо больше, чем о той научной работе, которая ведется в его стенах. Благодарить за это надо архитектора Жана Нувеля. В своем первом большом проекте он соединил экзотический колорит и новейшие экологические веяния. Металлические панели на фасаде с узором, напоминающим арабески, в солнечные дни автоматически сжимаются, как диафрагма, спасая сотрудников института от жары и избытка света.
![Photo ad_42-18424579_.jpg](http://static.admagazine.ru/resize_cache_imm/iblock/448/ff92/610x505_Quality97_650x539_Quality97_ad_42-18424579_.jpg)