Архитектура Ле Корбюзье кажется монохромной: бетонные или белые фасады, черные оконные рамы. Но такое впечатление может сложиться лишь у того, кто никогда не видел его домов вблизи.

 

Photo ad_guillaume-de-laubier---Paris_GDL0427-Modifier_-copy.jpg
В его собственной хижине Кабанон, многоквартирных “жилых единицах”, капелле в Роншане и монастыре Ля Туретт, на белоснежной вилле Савуа – вкрапления желтого, красного, зеленого и синего есть везде. Великий пурист не баловал своих заказчиков декором. Цвет был единственным видом украшательства, которое он допускал.
Photo ad_guillaume-de-laubier---Paris_DSC3655-Modifier_.jpg
Первые эксперименты с цветом Ле Корбюзье поставил на вилле Рауля Ля Роша. Швейцарский банкир, друг и покровитель архитектора заказал ему дом для своей коллекции современного искусства. Жить он в нем не собирался, поэтому предоставил другу полную свободу. Разумеется, Ле Корбюзье ею воспользовался.
Photo ad_guillaume-de-laubier---Paris_DSC3580-Modifier_.jpg
Законченный в 1925 году дом на окраине Парижа стал его личным манифестом. Сочетание разных объемов, игра с перспективой, стирание границы между “внутри” и “снаружи” и, главное, активное использование цвета. Ему отводилась роль архитектурного камуфляжа: подчеркнуть одни объемы, нивелировать другие, усилить взаимодействие света и тени.
Photo ad_guillaume-de-laubier---Paris_GDL0374-Modifier_-copy.jpg
Недавние исследования стен обнаружили восемнадцать цветов: пять оттенков сиены, четыре серых, три синих, два зеленых, коричневый, лигнит, слоновая кость и цвет камня (для фасада). И каждому отводилась своя роль.
Photo ad_guillaume_de_laubier_-_Paris_GDL0444-Modifier_-copy.jpg
Вилла, открытая для посещения два раза в неделю, имела огромный успех. Рауль Ля Рош быстро понял, что людей привлекает архитектура, а не картины, но не обиделся на друга. Свою коллекцию он завещал художественному музею Базеля, а дом – его создателю.
Photo ad_guillaume-de-laubier---Paris_DSC3594-Modifier_.jpg

После смерти Ля Роша в 1965 году на виллу въехал Фонд Ле Корбюзье. Здание им досталось в плохом состоянии. Впрочем, деградировать оно начало быстро: первый ремонт потребовался уже в 1928-м. Шарлотта Перриан, которая его проводила, пришла в ужас от качества строительства (например, к трубам нельзя было подобраться, так как они были вмонтированы в бетон). “Моя вилла, как красивая женщина, капризна и дорого стоит”, – отшучивался архитектор. Все последующие годы новые владельцы ограничивались тем, что усердно белили стены и фасады. Не вникнув в авторский замысел, они решили, что белый цвет наиболее соответствует идее пуризма. На полноценную реставрацию деньги нашлись лишь несколько лет назад. Длившаяся больше года, она вернула зданию первоначальный облик.

Photo ad_guillaume-de-laubier---Paris_DSC3639_.jpg
Мебель Cassina

 

 

“Человек нуждается в ярких красках, чтобы жить, – написал Ле Корбюзье в 1931 году, процитировав Фернана Леже. – Они так же необходимы, как вода и огонь”. Теперь в любви архитектора к цвету вряд ли кто-то усомнится.

Photo ad_guillaume-de-laubier---Paris_DSC3585_.jpg

 

 

 

Комментарии закрыты.