Знатоки архитектуры середины ХХ века Майкл и Габриэль Бойд обнаружили забытый шедевр Оскара Нимейера и вернули его к жизни.
В начале 1960-х годов режиссер Джозеф Стрик посетил международный кинофестиваль в Аргентине, а на обратном пути заехал в Бразилию, где его настолько поразила новая столица страны Бразилиа, что он немедленно отправился к ее архитектору Оскару Нимейеру и уговорил его спроектировать ему дом в Лос-Анджелесе.
Приехать в США, чтобы заниматься проектом на месте, Нимейер не мог – американские власти не давали ему визу из-за того, что он симпатизировал коммунистам. Стрику пришлось общаться с архитектором по почте.
Договориться о том, как будет выглядеть будущий дом, им удалось лишь с третьей попытки. Первый вариант забраковала жена режиссера Энн. Против второго, предполагавшего обустройство спален в подвальном этаже, восстали местные власти. В итоге в дело пошел третий проект – дом в форме буквы Т, с раздвижными стенами, открытой планировкой и большими террасами.
В качестве основных материалов Нимейер предложил кирпич и стекло. Строительством занимались рабочие, которые сотрудничали с участниками экспериментальной программы Case Study, так что уже знали толк в модернистcкой архитектуре.
Дом Стрика в Санта-Монике – единственный законченный частный проект Оскара Нимейера в США, но сам режиссер здесь не жил ни дня. Еще в процессе стройки он развелся c женой и оставил дом ей и детям.
Что касается самого дома, то его ждала типичная для многих шедевров модернизма невеселая судьба – с годами он пришел в запустение и в 2003-м чуть было не попал под снос.
Выжил он исключительно благодаря Майклу и Габриэль Бойд, основателям компании Boyd Design, которая как раз специализируется на реставрации зданий середины ХХ века. Им приходилось иметь дело с наследием Джона Лаутнера, Пола Рудольфа и Ричарда Нойтры, так что дом действительно попал в правильные руки.
Бойды перестелили пол в гостиной, облагородили сад, который к этому времени превратился в непроходимые дебри, перестроили кабинет и расположенный в подвале гараж так, что у них получилась двухуровневая библиотека.
Как это обычно бывает с поклонниками модернизма, у Бойдов оказалась солидная коллекция мебели той эпохи, так что дом обставлен аутентичными вещами Алвара Аалто, Джорджа Нельсона, Жана Пруве и прочих классиков дизайна.
Реконструкция закончилась в 2007 году, как раз к столетию Оскара Нимейера. На этот раз проблем со въездом в США у него не было, так что он смог лично посмотреть, что в итоге вышло у Бойдов.
“Хорошо, что мы с этим домом наконец-то встретились, – сказал бразильский архитектор, глядя на собственное творение. – Я рад, что он сохранил дух шестидесятых”.