Архитектурная дива Заха Хадид (Zaha Hadid) оставила свой гениальный росчерк теперь и в Баку. Культурный центр Гейдара Алиева, названный в честь 3-го президента Азербайджана, стал символом новой постсоветской эпохи и очередным ультрасовременным шедевром студии Zaha Hadid Architects. Это необычная архитектура будущего, словно сошедшая с экрана компьютера и удивительным образом воплотившаяся в реальной жизни, среди обычных многоэтажек города.
Эфемерные формы здания, кажется начинаются из ниоткуда и уходят в бесконечность… Его сравнивают с шелковым платком, парящим в воздухе, или с белым китом, выплывающим из океана. В каждом он рождает свои аналогии и никого не оставляет равнодушным. Хочется приблизиться и окунуться в нереальный мир абстракций загадочной Захи Хадид.
Обтекаемые выпукло-вогнутые формы здания сотканы из современных отделочных материалов: стеклофибробетона и стеклофиброполиэстра. Всего потребовалось 13000 полиэстровых панелей (это поверхность площадью 40000 кв.м) и 3150 стеклофибробетонных панелей (10000 кв.м). Бетонная основа здания поддерживается металлической пространственной подсистемой, вертикальные элементы которой скрыты оболочкой и навесным фасадом. Архитектор студии Саффета Кайя Бекироглу (Saffet Kaya Bekiroglu) так описывает работу над проектом Культурного центра в Баку: «Одним из самых стратегически важных элементов является оболочка здания. Форма ее получилась свободной и текучей благодаря тому, что мы использовали в качестве подсистемы решетку из металлических нержавеющих деталей, соединенных не сваркой, а в стыковых узлах. Общая площадь подсистемы 33000 кв.м. Наше стремление добиться однородности, целостности и непрерывности поверхности потребовало нетривиальных конструктивных решений и использования технических систем, которые нужно было интегрировать в мембрану. При проектировании применялась специальная компьютерная программа, позволявшая организовать совместную работу всех многочисленных участников проекта над оболочкой». Как говорят очевидцы, процесс работы над «оболочкой» продолжается до сих пор: подгоняются стыки и «латаются» швы. Конструкция сложнейшая, а строительные технологии пока далеки от совершенства, поэтому не все получается идеально с первого раза, да и в дальнейшем, видимо, будет требовать постоянного наблюдения. Но это мелочи, которые не останавливают Хадид, а наоборот подталкивают к поиску инновационных решений.
Культурный центр Гейдара Алиева, общей площадью 102000 кв.м. представляет собой комплексное сооружение, которое включает в себя большой зал на 1000 мест, два конференц-зала, музей Гейдара Алиева, выставочные залы, административные офисы, ресторан на девятом этаже и подземная парковка. Здание центра окружает своеобразный парк (без единого деревца) площадью 13,58 га, на территории которого имеются два декоративных пруда и искусственное озеро. Небольшой уклон открывает посетителям панорамный вид комплекса во всей его красе. Поднимаясь по белым ступенькам к самому «гребню», ты словно начинаешь путь к самой вершине познания… Зигзагообразные дорожки парка ведут нас к новой формации, где зарождается прекрасный и удивительный мир искусства. Абстрактные линии ландшафта плавно, словно вода, перетекают в фантастичный интерьер здания, который является кульминацией увлекательного путешествия. Внутренне пространство становится воплощением идеи трех потоков, сливающихся в едином центре. «Мы хотели взять комплекс, сформировав его в архитектурную среду, и создать непрерывный поток между внутренним и внешним, создать некую бесконечность,» – говорит Хадид. «Вы не знаете, с чего все начинается и чем заканчивается». И надо отметить, что замысел создателям удался превосходно: ослепительная белизна пространства и вихревые завитки лестниц завораживает настолько, что теряешь ориентацию в пространстве. Кажется здесь можно блуждать и заблудиться — настоящий лабиринт из настоящего в светлое будущее…
Тщательно продуманная подсветка фантастично преображает здание в дневное и вечернее время. Естественный солнечный свет скользит по текучим формам оболочки, отражается, скрадывая излишние изгибы и сливаясь с окружающим ландшафтом. Словно гигантский песчаный холм, навеянный ветрами, он вырастает из земли. А вечером неожиданно превращается в межпланетный корабль, который зовет вас и манит сотнями огней неведомой цивилизации. Полупрозрачные стеклянные фасады скрывают происходящее внутри, оставляя некую завесу тайны. Необычная архитектура становится захватывающим зрелищем из будущего!
На территории, занимаемой Культурным центром Гейдара Алиева , ранее действовал завод имени Саттархана. По плану реконструкции города завод был перенесён в другое место, территория была расчищена и 10 сентября 2007 года здесь был заложен фундамент здания по невероятно смелому замыслу Захи Хадид. Строительство шло пять лет и 10 мая 2012 года состоялось торжественное открытие Центра по случаю 89-й годовщины со дня рождения Гейдара Алиева. В 2013 году проект Центра Гейдара Алиева был представлен на Фестивале мировой архитектуры (World Architecture Festival), который прошёл в октябре 2013 года в Сингапуре и стал одним из самых значимых в современной архитектуре последних лет.
Фотографии строительства Культурный центр Гейдара Алиева еще раз доказывают, как легко построить трехмерную компьютерную модель и совсем нелегко воплотить ее в реальной жизни. Затрачиваются миллионы долларов, годы кропотливой работы и невероятные человеческие усилия! Сразу вспоминаются легенды о возведении египетских пирамид, которые, кстати, стоят уже не одно тысячелетие. А сколько простоят подобные современные сооружения? Может кто-нибудь предположить?
Удивительная и необычная архитектура комплекса в Баку стала ярким символом будущего не только для Азербайджана, но и для мирового дизайна в целом. Такие уникальные объекты, как правило, становятся центром всеобщего внимания, привлекая в страну иностранные инвестиции и толпы любопытных туристов. Поэтому проект Культурного центра Гейдара Алиева, потребовавший больших вложений, можно назвать успешно реализованным. Благодаря амбициозным планам правительства Азербайджана, Заха Хадид в очередной раз смогла воплотить свои смелые идеи, далеко ушедшие от традиционных представлений архитектуры. Современные строительные материалы пока еще не так прочны и пластичны, как она хотела бы. Но каждый такой проект заставляет весь мир двигаться вперед, создавать что-то новое — более совершенное!
Источник: Zaha Hadid Architects