Современность наступила в 1960-е годы. Рухнули колониальные империи, английский язык победил французский, распалась большая семья – более двух поколений родственников больше не жили в одном доме. Бодрийяр и Деррида пробовали перо, Годар снимал “Китаянку”, художники окончательно порвали с такими понятиями, как картина и скульптура. Мао (заочно) и Троцкий (посмертно) тревожили умы интеллектуалов.

Photo ad_VP1618-00-B-D17_.jpg 

Ресторан Varna  в Орхусе, Дания, 1971

 

 

Вернер Пантон, мимолетный сотрудник Арне Якобсена, патриарха скандинавского дизайна, и мимолетный зять Поуля Хеннингсена, другого патриарха скандинавского дизайна, в течение всего этого десятилетия проектировал стул – тот самый, знаменитый, из цельного куска пластмассы, похожий на высунутый язык, который дразнит кого-то в небе.

Photo ad_0006554_F.jpg 

Panton Chair (“Стул Пантона”), Vitra, дизайн 1958–1967 годов

 

 

Пантон несколько лет искал фабрику, которая согласилась бы изготовить стул-язык, и нашел ее не в родной Дании, а в Швейцарии. Это была Vitra. Швейцарские химики с этим стулом пуд соли съели. Только в начале 1970‑х появился способ изготавливать его так, чтобы он был достаточно прочен и не слишком дорог. Чтобы работать вместе с технологами, Вернер Пантон переселился в Базель.

Photo ad_VP1659-00-B-D17_.jpg 

Вернер Пантон в своей квартире в Базеле, где  он жил с 1964 по 1972 год

 

 

В Данию он больше не возвращался. Его новыми заказчиками стали швейцарские, французские и немецкие фирмы. В частности, концерн Bayer, который изобрел синтетическое волокно дралон и решил рекламировать его как материал для интерьеров. Концерн арендовал прогулочное судно “Лорелея”, переименовал его в “Дралон” и к очередной мебельной выставке в Кельне попросил Вернера Пантона оформить интерьеры судна, как можно больше и разнообразнее используя новый материал.

Photo ad_Vitra-254-4_.jpg 

Интерьер “Визионы 2”, 1970. Один  из салонов в центральном отсеке главной палубы

 

 

Как подлинный интеллектуал 1960-х, Пантон с подозрением относился ко всему привычному. Интерьер со стандартной мебелью, приспособленной для неизменных ритуалов повседневной жизни, для него был воплощенным насилием над свободой и фантазией человека.

Photo ad_1-2-3-Chair-Lounge---Savanne-322---turned_.jpg 

Стул из серии 1-2-3, 1974,  Fritz Hansen, VerPan

 

 

Он говорил: “Ненавижу, когда я захожу в гостиную и вижу диван, журнальный столик и два кресла, и понимаю, что вот здесь я буду находиться весь вечер. Я делаю мебель, которую можно поднимать и опускать, чтобы смотреть на вещи под разным углом”.

Photo ad_39007.jpg 

Стул из серии K, 1958, Plus-linje, Vitra

 

 

С середины 1960-х Пантон проектировал невиданную мебель: многоуровневый диван-стеллаж, мягкую “башню” с несколькими выступами, по которым можно забраться под потолок.

Photo ad_Partyset---black---five-in-a-row_.jpg 

Бар Barboy, 1963. Производили в разные годы Sommer, Bisterfeld & Weiss, VerPan

 

 

Опытные образцы этих предметов заполняли его квартиру. Некоторые из них были выставлены на прогулочном судне “Дралон” в 1968 году. А через два года на том же судне, которое по совету Пантона переименовали в “Визиону”, он создал интерьер из мебели, похожей на грибы, люстр, свисающих до пола, и текстиля ярких цветов, который выстилал все поверхности снизу доверху – герметичный мир из синтетической ткани и вспененного полиуретана, залитый цветным искусственным светом. Этот временный интерьер – самое дикое и яркое сновидение в истории интерьера вообще.

Photo ad_9052_0000833B_1.jpg 

Интерьер “Визионы 2”, 1970. Помещение в носовом отсеке главной палубы

 

 

С конца 1960-х Пантон проектировал много интерьеров в том же стиле, собранных из похожих, а часто таких же светильников, мебели, стенных панелей.

Photo ad_Vitra-305-4_.jpg 

Пластиковая панель для интерьера  “Визионы 2”, 1970

 

 

Постепенно они становились этакими “портфолио” Вернера Пантона, как бы набросками тех ретроспективных выставок, которые в 1990-е он устраивал уже в новом статусе, как живая легенда дизайна.

Photo ad_ZUERICH_.jpg 

Павильон компаний Plus Linje и Unika Vaev в мебельном магазине Möbel Pfister в Цюрихе, 1961

 

 

Пантон умер перед открытием крупнейшей из них, в 1998 году, вовремя избежав участи превратиться в прижизненный памятник самому себе.

Photo ad_Side-115-4_.jpg 

Кабинет Вернера Пантона в доме в районе Биннинген, Базель, где он жил с 1972 года

 

 

Photo ad_Vitra-192_.jpg 

Столовая офиса издательского дома Spiegel, Гамбург, 1969

 

 

Photo ad_VP1670-00-B-D17_.jpg 

Гостиная базельской квартиры Вернера Пантона. В кадре — мягкая мебель “Жилая башня” и “Волна”, 1969

 

 

Photo ad_37041.jpg 

Ковер Roulette, около 1965, Unika Vaev

 

 

Photo ad_0011129.jpg 

Стул-конус из серии K (Kræmmerhusstole), 1958, Plus-linje, Vitra

 

 

Photo ad_ikea_13_.jpg 

Стул Vilbert,  1993, IKEA

 

 

Photo ad_VP_Globe_pendant_WHITE_BACKGROUND_.jpg 

Лампа “Глобус”, 1969–1970, Louis Poulsen, VerPan

 

 

Photo ad_Spiral-SP3-Multicolour_.jpg 

“Спиральная” лампа,  1970, Lüber, VerPan

 

 

Photo ad_Moon_pendants_white_small-and-large_.jpg 

Лампа “Луна”, 1960, Louis Poulsen, VerPan

 

 

Photo ad_Vitra-312-4_.jpg

 

 

 

Комментарии закрыты.