Современность наступила в 1960-е годы. Рухнули колониальные империи, английский язык победил французский, распалась большая семья – более двух поколений родственников больше не жили в одном доме. Бодрийяр и Деррида пробовали перо, Годар снимал “Китаянку”, художники окончательно порвали с такими понятиями, как картина и скульптура. Мао (заочно) и Троцкий (посмертно) тревожили умы интеллектуалов.
![Photo ad_VP1618-00-B-D17_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/41f/ff92/610x606_Quality97_650x646_Quality97_ad_VP1618-00-B-D17_.jpg)
Ресторан Varna в Орхусе, Дания, 1971
Вернер Пантон, мимолетный сотрудник Арне Якобсена, патриарха скандинавского дизайна, и мимолетный зять Поуля Хеннингсена, другого патриарха скандинавского дизайна, в течение всего этого десятилетия проектировал стул – тот самый, знаменитый, из цельного куска пластмассы, похожий на высунутый язык, который дразнит кого-то в небе.
![Photo ad_0006554_F.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/429/ff92/610x781_Quality97_650x833_Quality97_ad_0006554_F.jpg)
Panton Chair (“Стул Пантона”), Vitra, дизайн 1958–1967 годов
Пантон несколько лет искал фабрику, которая согласилась бы изготовить стул-язык, и нашел ее не в родной Дании, а в Швейцарии. Это была Vitra. Швейцарские химики с этим стулом пуд соли съели. Только в начале 1970‑х появился способ изготавливать его так, чтобы он был достаточно прочен и не слишком дорог. Чтобы работать вместе с технологами, Вернер Пантон переселился в Базель.
![Photo ad_VP1659-00-B-D17_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/10e/ff92/610x616_Quality97_650x657_Quality97_ad_VP1659-00-B-D17_.jpg)
Вернер Пантон в своей квартире в Базеле, где он жил с 1964 по 1972 год
В Данию он больше не возвращался. Его новыми заказчиками стали швейцарские, французские и немецкие фирмы. В частности, концерн Bayer, который изобрел синтетическое волокно дралон и решил рекламировать его как материал для интерьеров. Концерн арендовал прогулочное судно “Лорелея”, переименовал его в “Дралон” и к очередной мебельной выставке в Кельне попросил Вернера Пантона оформить интерьеры судна, как можно больше и разнообразнее используя новый материал.
![Photo ad_Vitra-254-4_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/627/ff92/555x800_Quality97_555x800_Quality97_ad_Vitra-254-4_.jpg)
Интерьер “Визионы 2”, 1970. Один из салонов в центральном отсеке главной палубы
Как подлинный интеллектуал 1960-х, Пантон с подозрением относился ко всему привычному. Интерьер со стандартной мебелью, приспособленной для неизменных ритуалов повседневной жизни, для него был воплощенным насилием над свободой и фантазией человека.
![Photo ad_1-2-3-Chair-Lounge---Savanne-322---turned_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/72d/ff92/610x539_Quality97_650x575_Quality97_ad_1-2-3-Chair-Lounge---Savanne-322---turned_.jpg)
Стул из серии 1-2-3, 1974, Fritz Hansen, VerPan
Он говорил: “Ненавижу, когда я захожу в гостиную и вижу диван, журнальный столик и два кресла, и понимаю, что вот здесь я буду находиться весь вечер. Я делаю мебель, которую можно поднимать и опускать, чтобы смотреть на вещи под разным углом”.
![Photo ad_39007.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/979/ff92/610x530_Quality97_650x565_Quality97_ad_39007.jpg)
Стул из серии K, 1958, Plus-linje, Vitra
С середины 1960-х Пантон проектировал невиданную мебель: многоуровневый диван-стеллаж, мягкую “башню” с несколькими выступами, по которым можно забраться под потолок.
![Photo ad_Partyset---black---five-in-a-row_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/82a/ff92/610x292_Quality97_650x312_Quality97_ad_Partyset---black---five-in-a-row_.jpg)
Бар Barboy, 1963. Производили в разные годы Sommer, Bisterfeld & Weiss, VerPan
Опытные образцы этих предметов заполняли его квартиру. Некоторые из них были выставлены на прогулочном судне “Дралон” в 1968 году. А через два года на том же судне, которое по совету Пантона переименовали в “Визиону”, он создал интерьер из мебели, похожей на грибы, люстр, свисающих до пола, и текстиля ярких цветов, который выстилал все поверхности снизу доверху – герметичный мир из синтетической ткани и вспененного полиуретана, залитый цветным искусственным светом. Этот временный интерьер – самое дикое и яркое сновидение в истории интерьера вообще.
![Photo ad_9052_0000833B_1.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/11b/ff92/610x614_Quality97_650x655_Quality97_ad_9052_0000833B_1.jpg)
Интерьер “Визионы 2”, 1970. Помещение в носовом отсеке главной палубы
С конца 1960-х Пантон проектировал много интерьеров в том же стиле, собранных из похожих, а часто таких же светильников, мебели, стенных панелей.
![Photo ad_Vitra-305-4_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/7c7/ff92/610x997_Quality97_650x1063_Quality97_ad_Vitra-305-4_.jpg)
Пластиковая панель для интерьера “Визионы 2”, 1970
Постепенно они становились этакими “портфолио” Вернера Пантона, как бы набросками тех ретроспективных выставок, которые в 1990-е он устраивал уже в новом статусе, как живая легенда дизайна.
![Photo ad_ZUERICH_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/499/ff92/610x445_Quality97_650x475_Quality97_ad_ZUERICH_.jpg)
Павильон компаний Plus Linje и Unika Vaev в мебельном магазине Möbel Pfister в Цюрихе, 1961
Пантон умер перед открытием крупнейшей из них, в 1998 году, вовремя избежав участи превратиться в прижизненный памятник самому себе.
![Photo ad_Side-115-4_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/368/ff92/610x609_Quality97_650x649_Quality97_ad_Side-115-4_.jpg)
Кабинет Вернера Пантона в доме в районе Биннинген, Базель, где он жил с 1972 года
![Photo ad_Vitra-192_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/621/ff92/610x594_Quality97_650x633_Quality97_ad_Vitra-192_.jpg)
Столовая офиса издательского дома Spiegel, Гамбург, 1969
![Photo ad_VP1670-00-B-D17_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/28e/ff92/610x594_Quality97_650x633_Quality97_ad_VP1670-00-B-D17_.jpg)
Гостиная базельской квартиры Вернера Пантона. В кадре — мягкая мебель “Жилая башня” и “Волна”, 1969
![Photo ad_37041.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/4da/ff92/610x610_Quality97_650x650_Quality97_ad_37041.jpg)
Ковер Roulette, около 1965, Unika Vaev
![Photo ad_0011129.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/0b1/ff92/610x608_Quality97_650x648_Quality97_ad_0011129.jpg)
Стул-конус из серии K (Kræmmerhusstole), 1958, Plus-linje, Vitra
![Photo ad_ikea_13_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/d5c/ff92/610x762_Quality97_650x813_Quality97_ad_ikea_13_.jpg)
Стул Vilbert, 1993, IKEA
![Photo ad_VP_Globe_pendant_WHITE_BACKGROUND_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/d2b/ff92/610x951_Quality97_650x1014_Quality97_ad_VP_Globe_pendant_WHITE_BACKGROUND_.jpg)
Лампа “Глобус”, 1969–1970, Louis Poulsen, VerPan
![Photo ad_Spiral-SP3-Multicolour_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/149/ff92/340x1500_Quality97_340x1500_Quality97_ad_Spiral-SP3-Multicolour_.jpg)
“Спиральная» лампа, 1970, Lüber, VerPan
![Photo ad_Moon_pendants_white_small-and-large_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/991/ff92/610x582_Quality97_650x621_Quality97_ad_Moon_pendants_white_small-and-large_.jpg)
Лампа “Луна”, 1960, Louis Poulsen, VerPan
![Photo ad_Vitra-312-4_.jpg](http://www.admagazine.ru/upload/resize_cache_imm/iblock/79e/ff92/610x610_Quality97_650x651_Quality97_ad_Vitra-312-4_.jpg)