Кристоф Бокси и его брат-близнец Стефан похожи не только внешне, они еще и любят одни и те же вещи. Оба – шеф-повара и частенько засиживаются, обсуждая, что бы нового придумать или какой ингредиент добавить в уже существующие блюда.
А еще они страстные коллекционеры и тратят значительную часть своего времени и состояния на “выслеживание” и приобретение арт-объектов и антиквариата. Как правило, братьям удается сторговаться о более-менее приемлемой цене даже за уникальные древности. Но одно приобретение обошлось им очень дорого.
Началось всё с простого желания купить набор полок работы знаменитого бельгийского дизайнера Мартена ван Северена, а закончилось тем, что дизайнер занялся реконструкцией виллы семейства Бокси, находящейся в Дёрле – тихой деревне неподалеку от бельгийского Гента. Братья рассудили вполне разумно: если уж человек в состоянии придумать столь красивые полки, то в таком деле, как переделка дома, он тоже проявит себя достойно.
Решено было построить отдельное сооружение в форме стеклянного параллелепипеда рядом с уже имеющейся виллой. Предполагалось, что там будет жить Кристоф, а также расположится кухня, где братья смогут готовить для своей кейтеринговой компании Boxy’s.
Перед дизайнером поставили две задачи. Во-первых, нужно было во что бы то ни стало сохранить старый дуб, который рос около дома. Это было требование жены Стефана, выросшей в деревне и любившей именно это дерево в саду. И во-вторых, братья очень хотели, чтобы конструкция вышла не слишком дорогой.
С первой задачей ван Северен справился легко – он просто спланировал дом вокруг дерева. Дуб растет теперь внутри стеклянного цилиндра, являясь естественным разграничителем пространства на жилую и рабочую зоны. Но такое остроумное решение первой задачи лишило дизайнера возможности справиться со второй. Из-за неустойчивого песчаного грунта дом строился на бетонной плите, которую, в свою очередь, положили на несколько десятков свай. Строителям пришлось забивать каждую очень осторожно и с оглядкой, чтобы не повредить разветвленную корневую систему старого дерева. “Мы буквально закапывали деньги в землю”, – иронизирует Кристоф.
Впрочем, и остальные работы были недешевы. Когда дело дошло до интерьеров, стало ясно, что ван Северен не удовлетворится одними готовыми объектами (хотя тут есть мебель Марселя Брёера, Жюля Ваббеса, Чарлза и Рэй Имз), в доме много вещей, сделанных им специально для этого проекта. Кроме того, он спроектировал камин, лестницу, ванну, а также кухню и подвижные стеклянные панели, зонирующие помещение. Последние находятся в раздвинутом состоянии большую часть времени – рабочая и нерабочая жизнь братьев Бокси тесно переплетаются.
Дом в целом производит впечатление огромного аквариума, за обитателями которого можно наблюдать со всех сторон. Единственное полностью изолированное от посторонних глаз пространство – это, разумеется, спальня Кристофа. Она находится на крыше стеклянного дома, внутри небольшого куба, сделанного из алюминия.
К сожалению, Мартен ван Северен не застал триумфального новоселья – в 2005 году он умер от рака. Но студенты факультетов искусства и просто любители дизайна и сейчас совершают своеобразное паломничество в маленькую деревеньку Дёрле, чтобы посмотреть на единственный дом, который построил знаменитый дизайнер.