Архитектор Михел Ясперс – настоящий король Мароллена. Короны у него, правда, пока нет, зато имеется хрустальный замок. Точнее, стеклянный пентхаус на крыше бывшей кофейной фабрики в центре этого брюссельского района. Но главное, Ясперс любим местным населением, хотя еще недавно архитекторов здесь люто ненавидели.
В этом виноват Йосеф Пуларт, автор Дворца правосудия, возвышающегося по соседству. Строительство этого символа справедливости на самом деле никакого отношения к справедливости не имело. В 1866 году, чтобы расчистить место под дворец, Пуларт сровнял с землей десятки бедняцких домов. Результатом бесчинства стали народные волнения и появление кафе Skieven Architect – “Подлый архитектор”, где бедный люд до недавних времен взращивал на пивных дрожжах ненависть к угнетателям.
Как только в Мароллене появлялась очередная делегация девелоперов, жители готовились к бунту. Правда, до столкновений дело не доходило. Заниматься реконструкцией Мароллена – средневекового гетто для прокаженных, превратившегося затем в трущобную промзону, – охотников не было.
Девелоперы убирались восвояси, а квартал продолжал ветшать. Фабрики закрывались, честных пролетариев становилось все меньше, а проституток и наркоторговцев все больше. В 1989 году стало последнее предприятие – кофейная фабрика Espace Jacqmotte. Она и сделалась центром реформ, затеянных Михелом Ясперсом.
Чтобы заручиться поддержкой строптивых аборигенов, архитектор действовал как политик – его программа включала строительство недорогого жилья и развитие социальной сферы. А также обещание ничего не ломать – только реконструировать.
Через пять лет фабрика превратилась в многофункциональный комплекс. Ясперс вообще считает, что современный город не надо делить на спальные, деловые и торговые кварталы, гораздо удобнее все перемешать. Его пентхаус в Espace Jacqmotte представляет собой мини-модель такого идеального мегаполиса. В 650-метровом пространстве нет межкомнатных дверей, а количество глухих стен сведено к минимуму.
В огромном кабинете кроме самого хозяина могут работать сотрудники его архитектурной фирмы. Гостиная именуется приемной, хотя обстановка в ней совсем домашняя, а по соседству имеется бассейн.
Над кабинетом располагается медиакомната, но телевизор здесь включают редко. Чаще Яcперс с высоты птичьего полета показывает гостям потенциал бывших трущоб, на глазах превращающихся в богемный квартал, знаменитый своими антикварными магазинами.
Маролленцы говорят, что со стороны близлежащей железной дороги стеклянное жилище Ясперса видно гораздо лучше, чем ненавистный им Дворец правосудия, прежде бывший самой заметной точкой района. И с удовольствием потирают руки: справедливость наконец-то восторжествовала.
Текст: Марк Хелденс