Предприятие Kartell появилось в Италии в 1949 году, основал его Джулио Кастелли. В годы послевоенного дефицита компания, использовавшая новый для тех времен материал, сделала ставку на производство простых бытовых предметов: пластиковых контейнеров и емкостей для хранения.
Мебель, сотрудничество с известными современными дизайнерами и настоящая слава – всё это случилось позже, в 1988 году, когда управление компанией перешло к Клаудио Лути, зятю Джулио Кастелли.
“Мы стали активно использовать пластмассу вовсе не потому, что предметы из нее получаются дешевле, а потому, что им легче придать самую невероятную форму”, – объясняет Клаудио. И многих дизайнеров в сотрудничестве с итальянской маркой привлекает именно это. С ней уже успели поработать Филипп Старк, Вико Маджистретти, Жан-Мари Массо, Патриция Уркиола, Ферруччо Лавиани. И это лишь малая часть списка: каждый год десяток современных дизайнеров трудится на Kartell.
Мебель из пластика очень быстро стала популярной. Она была яркой, недорогой и легкой. Когда был выпущен стул Dr. Glob, спроектированный Старком, многие не сразу поняли, из чего он сделан.
Однако цвет не всегда являлся главным критерием народной любви. “Как-то я показал Филиппу прозрачный пластик, разработанный General Motors и использовавшийся в основном в военной промышленности. Он сразу заинтересовался и сказал, что из него можно делать мебель, но только она должна быть максимально простой”, – вспоминает Лути. Так появились на свет “стулья-невидимки” La Marie и Louis Ghost (последний стал настоящим бестселлером).
Многие ищут ответ на вопрос, что же первично: изобретение пластмассы или дизайнерские идеи, для воплощения которых требовался новый материал. К сожалению, однозначного ответа не существует.
“Мне часто попадаются предметы, которые лучше было бы отлить из пластмассы. Например, книжная полка Bookworm Рона Арада изначально была изготовлена из стали. Однако именно в нашем исполнении она превратилась в хит продаж!” – гордо заявляет Клаудио Лути.
В этом году Kartell отмечает сразу три юбилея: во-первых, компании уже шестьдесят пять лет; во-вторых, пятнадцать лет назад открылся музей марки в Милане; в-третьих, иконе дизайна XX века, настольной лампе Bourgie, спроектированной Ферруччо Лавиани, исполнилось десять. Эти три повода стали причиной появления четырнадцати новых светильников – вариаций на тему Bourgie. Их придумали дизайнеры, сотрудничающие с маркой. Кто-то просто украсил знакомую всем пластиковую барочную ножку бижутерией, а кто-то “размножил” ее и превратил в люстру.